ДОСТОВЕРНОСТЬ ШИИТСКИХ ХАДИСОВ
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Шейх Садук в некоторых местах указывает, что у него есть книги написанные непосредственно собственноручно имамом Хасаном ибн Али Аскари (алейхима салам), и что сам шейх Садук берет хадисы именно из этой святой книги.
Традиция иснада в подобных хадисах, была через влияние суннитской традиции, если в передаче хадиса есть слабые передатчики то это нисколько не вредит самому хадису, т.к. в отличие от отдельных устно переданных хадисов у суннитов, у шиитов передавались целые книги усруфи, отдельные книги, или целые сборники хадисов.
С одной стороны, сами имамы (мир им!) приказывали шиитам записывать хадисы, с другой стороны шииты число которых было несколько тысяч человек, записывали хадисы имамов. Так в период имамов Бакира и Садыка мир им, число авторов книг шиитских ученых достигало несколько тысяч человек. Большая часть книг этих учеников имамов были у учеников шейха Кулайни и шейха Садука (уже не говоря о самих шейхах Кулайнии и Садуке).
Как известно Кулайни и Садук были очень внимательны и строги при отборе хадисов, будучи большими специалистами в этой области они имея на руках большой объем книг учеников безгрешных имамов, все же очень строго подходили к отбору хадисов, при том, что знали, что эти книги учеников безгрешных имамов мир им.
Если еще брать во внимание тот факт, что сами эти два великих мухаддиса в предисловиях к своим книгам указывают, что они собрали только достоверные хадисы, то говорить о ценности и важности книг собранные шейхами Кулайни и Садуком думаю уже не приходится.
Это небольшое вступление сделано, чтобы раскрыть в общем данную тему.
Ниже мы уже более подробно ссылаясь конкретные источники постараемся раскрыть более подробно и широко выше сказанное.
1 Приказ посланника Аллаха и имамов рода пророческого о важности записи хадисов
В книге «Амоли» шейха Садука, маджлис 10, стр. 31, хадис № 3, приводится хадис от Анаса ибн Малика от посланника Аллаха:
«Тот кто умрет и оставит после себя одну страницу в которой есть знания, (хадисы пророка и имамов), Аллах в Судный День дарует этому человеку по количеству страниц оставленные им, препятствие между ним и адом. Аллах дарует этому человеку за каждую букву написанную на этой странице райский город размеры которого превышают этот мир в 7 раз. Если кто из верующих один час будет сидеть рядом с ученым, (пользуясь его знанием) глас с неба, (от Аллаха) провозгласит: «о раб Мой за то что сидел со моим любимым рабом, я ввиду тебя в рай, и сделаю тебя сотоварищем его в раю».
2 Шейх Кулайни в книге «Аль Кафи» приводит ривайя в разделе «фазль Ильм» (достоинство знания ) часть (боб) о важности записи хадисов. Здесь мы специально приведем иснад этого хадиса и так:
Хадис от Али ибн Ибрахима от своего отца (Ибрахима ибн Хашима) от ибн Аби Умейра, от Мансура ибн Йунуса от Аби Басира: «Сказал Аби Абдиллаху (имаму Садыку алейхи салам): «что имеется ввиду в словах Аллаха:
الَّذینَ یَسْتَمِعُونَ الْقَوْلَ فَیَتَّبِعُونَ أَحْسَنَهُ
«Те которые слышат речи и следуют лучшему из них»?»
Сказал имам Садык (алейхи салам): «Это человек, который слышит хадисы от нас (от имамов) и без того чтобы убавить или добавить что - либо от себя доводит эти хадисы до людей».
Как известно, хадисы которые составляли 4 или 5 предложений уже не говоря о длинных хадисах или хутбах (проповедях), которые превосходили одну или две страницы, запоминать в одном собрании (услышав только один раз) было довольно сложно, поэтому шииты безгрешных имамов мир им! вели непосредственную запись хадисов от имамов. Свидетельством этому могут быть дошедшие до нас книги «Фехрест асма мусаниф аш шиа» Наджаши, «Аль Фехрест» шейха Туси, или прекрасная книга нашего современника ныне покойного аятоллы сейида Абиль Касима Хои «Муджам риджаль хадис ».
Очень коротко хотелось бы разобрать передатчиков данного хадиса.
Али ибн Ибрахим (ученик имама Хади алейхи салам), автор тафсира известного как тафсир Куми, его отец Ибрахим ибн Хашим (ученик имама Джавада алейхи салам), ибн Аби Умейр (ученик имама Казима, имама Рида и Джавада мир им!), Мансур ибн Йунус (ученик имама Садыка, имама Казима и имама Риды алейхима салалам), Аби Басир (ученик имамов Бакира и Садыка алейхи салам!)
Если обратиться к книгам по «Риджалу», шейха Наджаши, Туси, касательно выше приведенных передатчиков вы прочитаете следующее : «автор книг», «у него была книга», «у него книги» (т.е. автор книг от имамов). и т.д.
3 Там же в том же разделе «Аль Кафи» хадис № 9 мы читаем:
От Аби Басира, что имам Садык (алейхи салам) сказал:
«Записывайте наши хадисы, ибо не сможите сохранить их без их написания».
4 Хадис № 5 в том же разделе «Аль Кафи» Ахмад ибн Мухаммад от Мухаммада ибн Хусейна, от ибн Махбуба от Абдалла ибн Синана, сказал Аба Абдиллаху (имаму Садыку алейхи салам): «ко мне приходят группы ваших шиитов, и просят меня рассказывать им ваши хадисы, я же очень устаю читать хидисы ». Имам в ответ ему сказал: «читай им хадисы с начала книги, с середины и с конца ».
5 В «Аль Кафи» том 1 стр. 52 шейха Кулайни раздел «достоинство знаний» -( фазлул Ильм), хадис № 6 мы читаем:
«От Ахмада ибн Умара Халала, что она сказал: «Я сказал Аби аль Хасану (имаму Рида алейхи салам): «один человек из наших сподвижников (т.е. ваших шиитов) , дает мне книги но не говорит, что бы я ссылался на него (того кто передал их мне) могу ли я приводить из этих книг хадисы (т.е. без ссылок на передатчика их)?» имам сказал: «Если ты знаешь, что эти книги от наших шиитов, то приводи из них хадисы».
Хадисов на данную тему о важности записи хадисов огромное множество.
Хур Амули в своей книге «Аль Фаваиду ат Тусийя», на стр. 245 пишет: «в книге «Риджаль» Мирзы Мухаммада ибн Али Астарабади упоминается более 6 тыс. книг большая часть этих книг написанны учеными имамитами и относятся к первому столетию (т.е. 2 в. л.х.) (т.е. период имамов Бакира и Садыка (мир им)».
Если мы обратимся к книге «Риджал» шейха Наджаши, мы легко можем увидеть, что в период до малого сокрытия, (т.е. период имамата имамов Аби Джафара (Бакира) и до имама Аскари мир им), их учениками были собраны и написанны огромное количество книг.
Продолжение следует..