Достоверность шиитских хадисов
Часть третья
Повиновение посланнику Аллаха тождественно повиновению самому Аллаху, как сказано в Коране:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُوا أَطِيعُوا اللَّهَ وَرَسُولَهُ وَلَا تَوَلَّوْا عَنْهُ وَأَنتُمْ تَسْمَعُونَ
О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и Его посланнику и не отворачивайтесь от него в то время, как вы слышите. (Сура 8 аят 20).
В Суре Хашр аят 7 мы читаем:
وَمَا آتَاكُمُ الرَّسُولُ فَخُذُوهُ وَمَا نَهَاكُمْ عَنْهُ فَانتَهُوا
«Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам».
Также Аллаха говорит:
وَأَنزَلْنَا إِلَيْكَ الذِّكْرَ لِتُبَيِّنَ لِلنَّاسِ مَا نُزِّلَ إِلَيْهِمْ
И ниспослали Мы тебе Напоминание Коран, чтобы ты (пророк) разъяснял людям, то что им ниспосланно. (Сура 16 аят 44).
В священом Коране указаны только общие принципы убеждений (идеологии), права, и т.д, т.е. все частные моменты разъясняющие общие принципы мы можем почерпнуть только из хадисов посланника Аллаха и имамов дома Мухаммада (саллаллаху алейхи ва алихи!)
Таким образом, если часть шиитской традиции подвергнуть сомнению, т.е. посчитать часть шиитских хадисов слабыми, и недостоверными, то под сомнения логически попадает вместе с этими хадисами, большая часть шиитских убеждений.
Метод применяемый в суннитской традиции хадисоведения, основанный на исследовании передатчиков того или иного хадиса, путем анализа личностей передававших хадисы, имеют отчасти личностные пристрастия самих мухаддисов т.е. специалистов в области «науки рижаль», которые в свою очередь критерием достоверности того или иного передатчика видели в своих личностных симпатиях к ним или отсутствием такового. Традиция исследования иснада (передатчиков) в суннизме связанна на прямую с отсутствием на протяжении 100 лет записи хадисов в суннизме.
К сожалению подобная традиция (исследование иснада) оказала свое влияние и на шиитский мир. Здесь нет ничего удивительного, т.к. шииты жили в окружении суннитского большинства, многие шиитские ученые учились в суннитских центрах, и соответственно, подобно науке усуль фикх, метод выводить достоверность хадисов по методу суннитов, перешел и к шиитам.
Однако этот метод абсолютно не верен, если с большой натяжкой его можно посчитать более или менее правильным в суннизме, то в шиизме этот метод не имеет под собой никаких основ.
Так Шейх Садук в вступлении книге «Ман ла яхадарухуль Факих» пишет: « Все что здесь (т.е. в этой книге), взято мной из известных наших достоверных и основных книг (ссылающихся нами -марджа) подобно книгам Хурайза ибн Абдалла Саджистани, книгам Убайдулла ибн Али Халаби, книгам Али ибн Махзияра Ахвази или книгам Хусейна ибн Саида». «Ман ла яхадарухуль Факих» том 1 стр. 71.
ПРИМЕЧАНИЕ:
(Хурайз ибн Абдилла сподвижник имама Садык алейхи салам и один из лучших учеников Зурары ибн Айяна и Мухаммада ибн Муслима - учеников имама Садыка (а)). Йунус ибн Абд ар Рахман (сподвижник 4-х имамов, и приближенный ученик имама Рида алейхи салам) очень ценил и много хвалил Хурайза. Хурайз занимался торговлей маслом и был убит хариджитами -насибитами в провинции Сейстан.
Убайдулла ибн Али Халаби сподвижник имама Садыка (алейхи салам), известен как автор книги «Джамиа» «Аль Масаиль» за что получил личную хвалу от имама Садыка (алейхи салам), он автор множества книг области фикха.
Али ибн Махзияра Ахвази сподвижник имамов Али ибн Мусы ар Риды, Мухаммада ибн Али ат Таки (имам Джавада) и Али ибн Мухаммада ан Наки – Хади, и Хасан ибн Али Аскари (мир им и благославение Всевышнего!) Али ибн Махзияр автор множества книг, помимо всего этого, у него хранилось множество книг учеников имамов Бакира и Садыка (мир им!)
Хусейна ибн Саида сподвижник трех имамов (имамов Али ибн Мусы Риды, Аби Джафара сани т.е. имама Джавада и Али ибн Мухаммада Хади мир им!)
Автор множества книг в области фикха, дуа и убеждений, он ученик таких приближенных учеников имамов как Ибн Аби Умейр, Хасан ибн Махбуб, Мухаммад ибн Синан.
Продолжение следует...