Достоверность шиитских хадисов
Продолжение темы
Убайдулла ибн Али Халаби передатчик хадисов, факих, и один из сподвижников имама Садыка (алейхи салам!) жил 2 веке лунной хиджры.
Известность среди шиитов он получил благодаря своей книги «аль Джамиа», за что получил личную хвалу от имама Садыка (алейхи салам). На этом основании книга «аль Джамиа» не вызывает никаких сомнений, с точки зрения ее достоверности и соответствия мнению безгрешных имамов.
Прадед Убайдуллы по имени Абу Шугба был учеником имамов Хасана и Хусейна мир им, и приводил от них хадисы, таким образом сам Убайдулла происходит из древней шиитской семьи ученых мухаддисов учеников безгрешных имамов.
Убайдулла ибн Али Халаби после написания своей книги «аль Джамиа» как уже было сказано выше, предоставил книгу для проверки самому имаму Садыку (мир ему!), имам похвалил Убайдуллу ибн Али за эту книгу. (с.м. «Фехрест» шейха Туси стр. 305 и «Риджал» Наджаши стр. 231).
Эта книга затем получила наибольшее распространение среди шиитов имамитов в последующие периоды истории. Затем эта книга была у шейха Кулайни, и шейха Садука, которые использовали ее при написании своих книг (Аль Кафи и Ман ла яхдурухуль факих).
Шейх Туси приводит несколько путей передатчиков этой книги дошедшая до него, где указывает, что все эти пути являются достоверными. (с.м. Фехрест Туси стр. 305). (Ат Туси жил уже после Кулайни и Садука).
Интересно, что среди исмаилитов книга «аль Джамиа» Халаби также пользовалась большим уважением.
Халаби имел тафсир Корана, который использовал при написании своего тафсира Айяши Самарканди (частично тафсир Айяши дошел до нас).
Другой известной книгой Халаби была книга «аль Масаил» , которая была у шейха Садука, и он использовал ее при написании книги «Ман ла яхдурухуль факих». На это есть указания в самой книге шейха Садука с.м. «Ман ла яхдурухуль факих» том 1 стр. 83, 99, том 2 стр. 40, 344, том 3 стр. 40-47.
Книга «аль Джамиа» до 7 века лунной хиджры (13 век) была среди шиитов как отдельная книга, (т.е. не только Кулайни, Садук, и Туси но даже алламе Хилли пользовались ей), затем в связи с тем, что она была в составе книг Кулайни, Садука, и шейха Туси острая необходимость в ней как отдельной книги отпала подобно другим книгам - асл, (т.е. книгам сподвижников имамов), хотя конечно как отдельный важный исторический источник восходящий непосредственно к имаму она имела большую ценность.
Наджаши пишет: «Убайдулла свою книгу (аль Джамиа) предоставил имаму Садыку (алейхи салам), и имам подтвердил ее достоверность, затем сказал: «Разве у них (мухалифин – людей массы) есть подобная книга?». Далее Наджаши пишет, что копия этой книги есть у него. . (с.м. «Фехрест» шейха Туси стр. 305 и «Риджал» Наджаши стр. 231).
продолжение. следует.......