Продолжение темы «Достоверность шиитских хадисов» Часть четвертая Что такое «Машйаха»? В арабском словарном значении это означает мн. число слова «шейх» (мн. ч. другое шуйюх - - جمع شیخ: شُیُوخٌ، و أَشْیَاخٌ، و مَشْیَخَةٌ). В науках связанные с хадисами, этот термин используется в значении «учителей» по хадисам, т.е. учителя – (шейхи) у кого получали те или иные хадисы (точнее книги) авторы книг по хадисам. Разделы «Машйаха» в книгах шейха Садука или шейха ат Туси именно в этом значении. В конце книги «Ман ла яхдурухуль факих» шейха Садука, также в конце книг «Истибсар» и «Тахзиб аль Ахкам» шейха ат Туси есть разделы «Машйаха», где указаны пути получения тех или иных книг, другими словами авторы книг указали, каким образом до них дошли те или иные хадисы и соответственно книги учеников безгрешных имамов мир им, подтвержденные непосредственно самими имамами. В книге шариф «Аль Кафи», шейх Кулайни таким образом описывает пути и цепочки получения некоторых книг учеников имамов. (Мы взяли на угад первую попавшуюся нам цепочку машйаха) Итак: علی بن إبراهیم عن أبیه عن النوفلی عن السکونی عن أبی عبد الله (ع)...» От Али ибн Ибрахима от отца от Науафили от ас Сакуни от Аба Абдиллаха (имама Садыка алейхи салам) ...... Естественно Али ибн Ибрахим будучи учеником имамов Хади и Аскари (алейхима салам) не устно передал хадис шейху Кулайни (как это имело место в суннитской традициии хадисов), но в соответствии существующей традиции хадисов в шиизме передал Кулайни заверенные имамами книги учеников имамов, среди которых были книги и самого Али ибн Ибрахима. На многие из этих книг Али ибн Ибрахим получил иджазу (разрешение на перепись этих книг) от своего отца Ибрахима ибн Хашима который был учеником имама Джавада (алейхи салам), Ибрахим ибн Хашим в свою очередь получил книги учеников имамов и иджазу (разрешение на перепись книг учеников имамов) от ан Нуфейли (Хусейна ибн Язида, ученика имама Рида алейхи салам). Ан Нуфели же получил в наследство большое количество книг от Сакуни ученика имамов Садыка и Казима (мир им). Кто такой Сакуни? Исмаил ибн Аби Зийяд Сакуни. Шейх ат Туси упоминул его среди суннитских передатчиков хадисов. Однако если мы более внимательно исследуем биографию Сакуни то легко поймем, что Сакуни был имамитом. Так алламе Маджлиси в комментарии к Машйаха книги «Ман ла яхдудухуль факих» пишет: «Сакуни был имамитом, но по причинам того, что жил среди людей массы, и был судьей у них, он вынужденно совершал такийю. (поэтому многие предположили, что он суннит). Но сами имамы не совершали в присутствии Сакуни такийю». («Раузатул Муттакин» том 14 стр. 59). Другим доводом того, что Сакуни был шиитом является то, что он передавал хадисы о праве (фикхе) шиитов, он присутствовал в собраниях имама Садыка (алейхи салам) где собирались только близкие сторонники имама Садыка мир ему. Так Хаджи Нури (да помилует его Аллах) пишет в послесловии к книге «Мустадрак»: «4 книги (т.е. «аль Кафи», «Ман ла яхдурухуль факих», «Истибсар» и «Тахзиб») большинство хадисов приводят от Науфейли от Сакуни от имама Садыка (алейхи салам). На особых собраниях где имам обучал только фикху шиитов, присутствовал также и Сакуни». (Мухаддис Нури Послесловие к «Мустадраку аль васаиль» том 1 стр. 38). Все это указывает на его высокое положение и имамитскую религию. У имама Садыка (алейхи салам) было нимало и суннитских учеников, но на эти особые собрания ни один из них не допускался. Также имам Казим (мир ему) не совершал такийю в присутствии Сакуни, что ясно указывает на его имамитскую религию. Книга Сакуни «Асль» была на основании иджазы от Сакуни переписанна сподвижниками имамов посредством (кираата и самаа). (иджаза в шиитской традиции того времени, была двух видов когда учитель читает книгу (заверенную имамами) и ученики записывают ее (на слух), затем предоставляют учителю на проверку – самаа, второй вид когда сами ученики переписав книгу, читают ее учителю - кираат). Шейх Хилли (13 в) в «Мустатрифоту ас сараир» том 3 стр. 289 пишет: اسماعیل بن ابی‌زیاد السکونی...و له کتاب یعد فی الاصول، و هو عندی بخطی کتبته من خط ابن‌اشناس البزاز و قد قرئ علی شیخنا ابی‌جعفر، و علیه خطه اجازة و سماعا لولده ابی‌علی و لجماعة رجال غیره ابن ادریس حلی،مستطرفات، ج‌۳، ص۲۸۹. «Исмаил ибн Аби Зийяд ас Сакуни, автор книги, входящая в основы Усуль (т.е. 400 основ), эта книга у меня, переписана Ашнасом аль Базазом, и была прочитана нашему учителю Аби Джафару который дал иджазу (самаа) своему сыну Аби Али и группе людей». («Мустатрифат» том 3 стр. 289).