Тафсир Куми и ответ критикам
Во имя Аллаха Всемилостивого милосердного!
Шубха (1 – ое критическое замечания):
Тафсир священного Корана, известный как тафсир Али ибн Ибрахима аль Куми, среди некоторых ученых современности вызывает много споров и разногласий.Показать полностью…
Основной момент, касается того, что тафсир который сейчас в данный момент у нас на руках, это тот самый тафсир Али ибн Ибрахима, или же это тафсир который только ОТНОСЯТ к Али ибн Ибрахиму, т.е. авторство тафсира под большим вопросом и вызывает множество споров.
Тафсир начинается словами:
«حدثنی ابوالفضل العباس بن محمد بن قاسم بن حمزة بـن موسی بن جعفر قال حدثنا ابوالحسن علی ابن ابراهیم بن هاشم قـال حـدثنی ابـی ....
«Сообщил мне Абуль Фазл Аббас ибн Мухаммад ибн Касим ибн Хамза ибн Муса ибн Джафар (а), сказал: «Сообщи нам Абиль Хасан Али ибн Ибрахим сказал: «Сообщил мне мой отец.....».
Именно это начало поставило множество вопросов, кто автор книги.
Так некоторые ученые посчитали, что авторство книги скорее принадлежит Абул Фазлу Аббасу ученику Али ибн Ибрахима.
В свою очередь достоверность Абуль Фазла в книгах ридажаль (книги по исследованию передатчиков хадисов), вызывают множество вопросов, т.е. другими словами он также не является надежным. Абу Хотам (передатчик от Абуль Фазла) взял этот тафсир непосредственно у Абуль Фазла (т.е. Абу Хотам ученик Абуль Фазла).
Сейид Муса Зинджани (наш современник) также считает, что автор тафсира, никто иной как Абу Хотам (Али ибн Аби Сахль Хотам ибн Абу Хотам Казвини), который являлся по его мнению очень слабым и не надежным среди ученых хадисоведов, т.к. он брал хадисы от не надежных и откровенно слабых передатчиков, число которых достигало более 25 человек, и все эти передатчики присутствуют в тафсире аль Куми.
Ответ на это критическое замечание:
Данный тафсир ранее не вызывал никаких споров и разногласий среди шиитских ученых, на самом деле первый, кто поставил под критический анализ этот тафсир был наш современник живший в первой половине 20 века, шейх Ага Бузург Техрани. До него, никто из ученых не ставил под сомнения достоверность тафсира Куми. (Если и существовали отдельные критические замечания касательно этого тафсира, то они не относились в целом к тафсиру, а имели частный характер).
В предисловии тафсира Куми мы читаем:
ونحن ذاكرون ومخبرون بما ينتهى الينا ورواه مشايخنا وثقاتنا عن الذين فرض الله طاعتهم واوجب ولايتهم
«И все то, что мы упоминаем здесь, передаем, и завершается нами, непосредственно взято от наших надежных и достоверных шейхов, они же от тех, кому повиновение обязал Аллах и вилайят которых обязателен (т.е. взято от безгрешных имамов)». (с.м. Тафсир аль Куми том 1 стр. 4).
Великий шиитский ученый хадисовед Шейх Хур Амули, указал на достоверность и надежность этого тафсира, (том 30 стр. 422 -1414).
Шейх Наджаши также указал на то, что этот тафсир в целом не вызывает никаких нареканий и является достоверным. (نجاشـی، 1416ق، ش68 ) - (Наджаши 1416 № 68).
Аятолла Хои автор книги «Муджам риджал хадис» пишет: «Эти свидетельства шейха Али ибн Ибрахима (в предисловии тафсира Куми) указывают на то, что он хотел указать на достоверность своего тафсира, утверждение же тех, кто говорит что это не указывает на все без исключения его хадисы, но касается только некоторых хадисов которые он брал без посредников (т.е. только от своего отца), не будет правильным». («Муджам риджал хадис» том 1 стр. 49)».
Другими словами аятолла Абу Касим Хои указывает здесь на достоверность всех хадисов в тафсире Куми.
Ибн Надим в книге «аль Фехрест» указал на то, что Али ибн Ибрахим является учеником имама Аскари алейхи салам, (с.м. Ибн Надим -
-ابن ندیم، ص 277 / بغــدادي، ج ، ص678 / 1403ق، ج4 ،ص303
Отец Али ибн Ибрахима Ибрахим ибн Хашим был учеников Йунуса ибн Абд ар Рахмана, у которого он получил большое количество книг, учеников имамов так и самого Йунуса ибн Абд ар Рахмана.
Как известно Йунус был приближенным учеником имама Рида (алейхи салам).
Сам Ибрахим ибн Хашим был учеником имамов Рида и Джавада (мир им). Но так как Йунус ибн Абд ар Рахман был приближенным учеником имамов, Ибрахим ибн Хашим учился также непосредственно у него, по указанию самого имама Риды алейхи салам. В свою очередь подтверждение со стороны имама Риды (алейхи салам) достоверности хадисов от Йунуса ибн Абд ра Рахмана делает все имеющиеся у последнего книги на которые он разрешил ссылаться своим ученикам также надежными и достоверными.
Аби Хашим Джафари говорит: «Книгу «Йаум ва Лайали» автор которой был Йунус ибн Абд ар Рахман я показал имаму Аскари алейхи салам, имам просмотрел всю книгу от начала и до конца, посмотрев до последней страницы, затем сказал: «Все что в этой книге моя религия, и религия моих отцом, все что здесь истина, и правда. Пусть же Всевышний за каждое слово в этой книге воздаст Йунусу светом в судный день». В другом месте имам Рида (алейхи салам) о Йунусе сказал: «Йунус для совего времени, подобен Салману для своего времени». (С.м. «Ихтийяр марифату риджаль» Ат Туси, том 2 стр. 779 – 781, «Риджаль» Нажаши стр 447).
Таким образом книги Йунуса ибн Абд ар Рахмана дошедшие до Али ибн Ибрахима через его отца Ибрахима ибн Хашима (приближенного ученика Йунуса), считаются подтвержденными самим имамом Рида алейхи салам, т.к. были разрешены для записи (переписи) самим Йунусом ибн Аб ар Рахманом.
Алламе Мухаммада Бакир Маджлиси в 1 томе «Бихар аль Анваар» приводит источники на которые он опирается в составлении книги «Бихар», в частности он ссылается на тафсир Али ибн Ибрахима Куми, затем касательно этого тафсира он пишет:
و كتاب تفسير علي بن إبراهيم من الكتب المعروفة و روى عنه الطبرسي و غيره». (بحارالأنوار، ج 1
، ص 27)
«Книга тафсира Али ибн Ибрахима одна из известных книг, и ссылается на нее Табарси, и другие» («Бихар аль Анвар» том 1 стр. 27).
2 –ое критическое замечание касательно этого тафсира и ответ на это критическое замечание.
Начиная с суры «Аль Имран», в тафсире Куми идет ссылка на тафсир Аби Джаруда, который был зейдитом в убеждениях. Другими словами, этот тафсир, скорее представляется собранием тафсира Али ибн Ибрахима, тафсира Аби Джаруда, и других ривайятов и тафсиров. Т.е. относить подобный тафсир к Али ибн Ибрахиму будет крайне неусмотрительно, т.к. нету достоверных передатчиков т.е. цепочки восходящих к Али ибн Ибрахиму.
Аятолла Джафар Субхани так пишет о тафсира аль Куми: «Этот тафсир известный как тафсир аль Куми, в то время как состоит из тафсира Али ибн Ибрахима и тафсира Аби Джаруда. Каждый в свою очередь имеет свои передатчики...» (с.м. «Нигах бе джойгохи ильми Али ибн Ибрахим ва давран ва асаре вай» «Маджма улум хадис № 47 - 1387)».
(Субхани видимо полагал, что использование ссылок на Аби Джаруда, автоматически делает Аби Джаруда еще одним автором тафсира Куми?)
Ответ на это критическое замечание:
Большое количество хадисов от Аби Джаруда, от имама Бакира (мир ему), начинаются с суры Али Имран, они внешне указывают на различных передатчиков в тафсире Али ибн Ибрахима и ссылок цепочки передатчиков Кулайни на этот тафсир. На самом деле это только подтверждает достоверность самого тафсира как достоверного и надежного, т.к. цепочки ссылки на тафсир дошли многими путями передатчиков, а не только одним или двумя.
Тафсир начинается словами:
«حدثنی ابوالفضل العباس بن محمد بن قاسم بن حمزة بـن موسی بن جعفر قال حدثنا ابوالحسن علی ابن ابراهیم بن هاشم قـال حـدثنی ابـی ....
«Сообщил мне Абуль Фазл Аббас ибн Мухаммад ибн Касим ибн Хамза ибн Муса ибн Джафар (а), сказал: «Сообщи нам Абиль Хасан Али ибн Ибрахим сказал: «Сообщил мне мой отец.....». (далее слова безгрешного имама мир ему.)
Именно это начало поставило множество вопросов, кто автор книги. Если автор Абул Фазл, тогда кто тот, кому сообщил он?
В ответ мы скажем, что во- первых шиитские ученые до шейха Ага Бузурга Техрани имели общее мнение о достоверности этого тафсира, во- вторых этим ученым в отличие от современных, было хорошо известно, что слово – حدثنی- «собщил мне» в передатчиках тафсира Куми, указывает на переписчика, (Абу Хотама) который следуя традиции «машаих иджаза» только ссылается при переписи самой книги на тех, от кого он берет разрешение на перепись книги. Другими словами тафсир Аби Джаруда, на самом деле это тафсир Имама Бакира алейхи салам, а тафсир Куми, известный как тафсир ас Содыкин на самом деле тафсир двоих имамов имамов Бакира и Садыка мир им!
Утверждение, что тафсир Куми это смесь из двух тафсиров т.е. Али ибн Ибрахима Куми и Аби Джаруда, в свою очередь тафсир Аби Джаруда имеет слабый иснад, что указывает на его недостоверность, и соответствено указывает на слабость тафсира Куми, (так как автор ссылается на тафсир Аби Джаруда), эти утверждения безосновательны.
Здесь мы скажем, что всем известно что Али ибн Ибрахим имел совершенно другую цепочку предатчиков тафсира Аби Джаруда, на который он ссылается при написании своего тафсира, дошедшего до него, помимо того, что было у шейха ат Туси (цепочка передатчиков которая считается слабой). Эти передатчики (Али ибн Ибрахима) признанны достоверными. Али ибн Ибрахим ссылается на Аби Басира от Йахья ибн Аби Касим Асади, от Аби Джаруда от имама Бакира мир ему. Другими словами эта на самом деле книга имама Бакира алейхи салам записанная его учеником Аби Джарудом (который был на тот момент шиитом имамитом), затем этот тафсир переписывается с разрешение последнего Йахьей ибн Аби Касимом, затем передается Аби Басиру а затем передается в руки самого Али ибн Ибрахима.
وفي رواية ابي الجارود عن ابي جعفر عليه السلام
«В ривайяте от Аби Джаруда от Аби Джафара (имама Бакира алейхи салам)».... Такой иснад хадиса в тафсире Куми только указывае на то, что Али ибн Ибрахим имел на руках книгу известную как тафсир за авторством самого имама Бакира (мир ему), записанная его учеником (Аби Джарудом), затем уже этот тафсир получил известность как тафсир Аби Джаруда (по имени того кто записал).
Ибн Надим в «Фехрест» указывает, что тафсир Аби Джаруда на самом деле это тафсир имама Бакира алейхи салам и первый тафсир священного Корана (мнение Ибн Надима). Таким образом авторство Аби Джаруда в тафсире Куми и вопрос о смешении двух тафсиров автоматически отпадают, т.к. ссылка Али ибн Ибрахима на тафсир Аби Джаруда не делает последнего автоматически автором тафсира Куми.
3- е критическое замечание и ответ на него.
Великие ученые как учитель Али ибн Ибрахима, шейх Кулайни, а также такие великие ученые как ат Туси (автор тафсира ат Табйян) не обратили на тафсир аль Куми своего внимания.
В «аль Кафи» нету ни одного ривайята из этого тафсира, в то время как Кулайни очень много ссылается на Али ибн Ибрахима, прямо без посредников, но на данный тафсир не ссылается вообще. Также и шейх ат Туси в своем тафсире вообще не ссылается на тафсир аль Куми, в то время как мог это делать. Все это указывает на то, что они не считали этот тафсир надежным.
Ответ:
То что Шейх Кулайни не ссылается на тафсир Куми не соотвертствует правде, 279 хадисов приводит Кулайни от Али ибн Ибрахима в книге «аль Кафи», среди них более 20 хадисов соответствуют как с точки зрения передатчиков так и самого текста с тафсиром Куми. (другими словами взяты непосредственно Кулайни из книги тафсира Куми), что указывает на достоверность самого тафсира для шейха Кулайни, ибо ссылка Кулайни, на этот тафсир, свидетельство признания этого тафсира.
53 ривайята от Али ибн Ибрахима записанные Кулайни в «аль Кафи» не приводятся в самом тафсире Куми, на самом деле эта шубхе (критическое замечание) не является большой проблемой, ведь Кулайни не поставил условия для себя что будет брать от Али ибн Ибрахима хадисы только из тафсира последнего.
226 ривайятов или имеют общий смысл, но существует текстовое различие (в Кафи и тафсире Куми), или имеются разные передатчики, (не соответствие иснадов), что только указывает на достоверность самих этих хадисов (т.к. переданны различными а не одним путями передатчиков).
Что же касается того, что шейх ат Туси не ссылается на тафсир Куми, т.к. считал этот тафсир не достоверным, также не соответствует действительности ибо шейх ат Туси вообще большую часть своих хадисов которые он приводит, приводит без их иснада (т.е не приводит цепочку передатчиков), он пишет: «приводится в наших хадисах – хабарах».
Почему так приводил шейх ат Туси хадисы в своем тафсире? Это отдельный разговор, мы только вкратце можем сказать, что до середины 7 века лунной хиджры среди шиитов вообще не было принято исследовать исанад хадисов, т.к. существовали книги «асль», т.е. написанные учениками безгрешных имамов, которые не нуждались в иснаде.
В действительности определить ссылался ли ат Туси на тафсир Куми или нет довольно сложно, однако идентичность многих хадисов в тафсире ат Туси и Куми, указывает на то, что ат Туси пользовался этим тафсиром.
Например:
В тафсире Куми к комментарию суры 33 аята 30 мы читаем:
يا نساء النبي من يأت منكن بفاحشة
حدثنا محمد بن أحمد قال: حدثنا محمد بن عبدالله بن غالب عن عبدالرحمن بن أبي نجران عن حماد عن حريز قال: سألت أبا عبدالله عليه السلام عن قول الله عزوجل: (يا نساء النبي من يأت منكن بفاحشة مبينة يضاعف لها العذاب ضعفين) قال: الفاحشة الخروج بالسيف
«О жены Пророка! Если кто из вас совершит явную мерзость»...
Сообщил нас Мухаммадом ибн Ахмадом сказал сообщил нам Мухаммад ибн Абдилла ибн Галиб от Абдар Рахмана ибн Аби Наджрана от Химада ибн Хурайза сказал: «Спросил у Аба Абдилла о словах Всевышнего Аллаха: «О жены Пророка! Если кто из вас совершит явную мерзость»...сказал: «мерзость т.е. выход войной (т.е. букв. с мечем)». (тафсир Куми к толкованию данного аята).
И к толкованию аята 33 этой же суры мы читаем:
وفي رواية أبي الجارود عن أبي جعفر عليه السلام في قوله: (إنما يريد الله ليذهب عنكم الرجس أهل البيت ويطهركم تطهيرا) قال: نزلت هذه الآية في رسول الله صلى الله عليه وآله وعلي بن أبي طالب وفاطمة والحسن والحسين عليهم السلام وذلك في بيت ام سلمة زوجة النبي صلى الله عليه وآله فدعا رسول الله صلى الله عليه وآله عليا وفاطمة والحسن والحسين عليهم السلام ثم ألبسهم كساءا خيبريا ودخل معهم فيه ثم قال: " اللهم هؤلاء أهل بيتي الذين وعدتني فيهم ما وعدتني اللهم أذهب عنهم الرجس وطهرهم تطهيرا " نزلت هذه الآية فقالت ام سلمة وأنا معهم يا رسول الله، قال ابشري يا ام سلمة انك إلى خير
В ривайте Аби Джаруда от Аби Джафара (имама Бакира мир ему), в словах Всевышнего Аллаха: «Поистине Аллах желает очистить от вас скверну семья пророка, и очистить вас полным очищением», сказал: «этот аят был ниспослан об посланнике Аллаха (мир ему и благославение Аллаха и его роду), также об Али ибн Аби Талибе, Фатиме, Хасане и Хусейна мир им, это было в доме Ум Саламе супруге посланника Аллаха. Позвал к себе посланник Аллаха Али, Фатиму Хасана и Хусейна мир им, затем накрыл их своей хайбарской накидкой и сам зашел под эту накидку. И сказал: «О Аллах они мое семейство, и обещал Ты мне то что обещал, о Аллах очисть их от скверны и очисти полным очищением». Тогда был ниспослан этот аят, и сказала Ум Салама: «О посланник Аллаха я тоже с вами?» сказал посланник Аллаха: «радую тебя о Ум Салама тем, что ты в добре».
В тафсире Тибйян ат Туси, приводит такой же аналогичный этому хадис.
Таким образом отвергается утверждение, что шейх Кулайни и ат Туси не ссылались на тафсир аль Куми, т.к. считали его не достоверным. Но наоборот многие хадисы в Аль Кафи непосредственно берутся из тафсира Куми, так и многие хадисы в «Ат Табйяне» ат Туси имеют абсолютное тождество с ривайятами в тафсире Али ибн Ибрахима.
4- ое критичечское замечание:
Али ибн Ибрахим был учителем шейха Кулайни, и как может быть так, что в некоторых передатчиках этого тафсира приводится, что Али ибн Ибрахим приводит хадис со ссылкой на ученика своего ученика?
Например Ахмад ибн Мухаммад аль Хамдани, ученик шейха Кулайни, у него (у Хамдани) берет ривайяты Али ибн Ибрахим, в то время как сам Али ибн Ибрахим был учителем шейха Кулайни.
Ответ:
У шиитских ученых раннего периода (альмутакаддимин), были книги «асль», написанные учениками имамов мир им. С другой стороны при составлении тафсира ученые пользовались различными книгами, таким образом вынуждены были давать ссылку на иснад цепочку передачи той или иной книги дошедшей до них, из которых они брали те или иные хадисы, и это в корне отличалось от традиции иснада хадисов в суннизме, где хадисы передавались устно.