Сравнительный анализ мировоззрений Ахлул Байт мир им с философией и суфизмом (ирфаном).
Часть 1
Суфизм и его теоретическая составляющая была разработана Мухиддином ибн аль Араби, (ибн Араби можно по праву назвать теоретиком суфизма), который собрал весь накопленный опыт до него, практического суфизма (ирфан (тасавуф) амали) от Джунейда Багдади, Маруфа Кархи, Зу Нуна, Баязида Бастами, Мухасиби, Шибли и прочих, упорядочив таким образом различные мировоззрения своих суфийских предшественников в единую теоретическую основу.
Именно доктрина вахдатауль вуджуд, которая лежит в основе (сердцевине) суфийской идеологии, была разработана ибн Араби и его учениками, в особенности Садруддином Кунави, Муаиддином Джанди и т.д. став прочной основой для современного суфизма в целом.
В свою очередь на теоретическую основу суфизма плюс ко всему оказало свое непосредственное влияние философия неоплотоников.
Что касается суфизма, то Хайдар Амули был пожалуй первым ученым который сделал попытку единения между шиизмом и суфизмом, (в тот период времени Иран только принимал шиизм, а до сефевидов был практически суфийской страной).
Такая попытка Хайдара Амули, встретила резкий отпор шиитских традиционных ученых, которые стали писать в опровержения учения суфизма, книги.
Так попытки Хайдара Амули остались единичными, они не были приняты шиитским сообществом.
Отдельные маргиналы (как ученики Амули) «от шиизма», изучали ирфан, и суфизм, но в целом шиизм оставался не загрезненный идеологией суфизма.
С приходом к власти в Иране Хомейни (суфия по убеждениям) и его учеников в 1979 г, ирфан т.е. суфизм получил свое второе рождение.
Ирфан и суфизм в действительности не имеют между собой никаких отличий, это тождественная одна другому идея, разница только в названиях.
Не приятия суфизма всегда было в шиитской среде (основанное на высказываниях имамов против суфизма), поэтому чтобы сбить с толку несведующих шиитов, суфиями был придуман термин, - «ирфан», как бы отличая его от суфизма, таким образом, несведующие шииты, стали думать, что между этими понятиями есть большоя разница. Это делалось для того, чтобы обмануть простых людей, которые еще держат в памяти отстраненность причистых имамов (мир им), от суфизма
Аятолла Мутаххари спецеалист по философии и ирфану, признанный всеми иранскими суфиями своим учителем и негласным духовным наставником пишет:
اهل عرفان هر گاه به عنوان فرهنگی یاد شود، به عنوان "عرفا"، هر گاه به عنوان اجتماعی شان یاد شود غالبا به عنوان متصوفه یاد می شود.
«Мистиков (ахле ирфан т.е. людей ирфана) когда упоминают с точку зрения культурного положения, называются мистиками - арифами, всякий раз когда упоминают их с точки зрения общественого положения, называют их суфиями».
https://www.infors.ir/%D8%B9%D8%B1%D9%81%D8%A7%D9%86-%D9%88-%D8%AA%D8%B5%D9%88%D9%91%D9%81-%D8%AF%D8%B1-%D8%A7%D9%86%D8%AF%D9%8A%D8%B4%D9%87-%D8%A7%D8%B3%D8%AA%D8%A7%D8%AF-%D9%85%D8%B7%D9%87%D8%B1%D9%8A-1-%D9%88-2-9815.html
Таким образом аятолла Мутахари указывает на то, что в действительности между ирфаном и суфизмом нету никакой разницы.