Часть вторая
Достоверность зиарата «Джамиа Кабира»
Зиарат «Джамиа Кабира», является одним из самых известных шиитских зиаратов безгрешных имамов. Этот зиарат дошел до нас от имама Хади (алейхи салам). В этом зиарате имам дает описание имамата и качества безгрешного имама, в том числе такие качества как знание, безгрешность (исмат), способность творить чудеса, избранность их Аллахом над людьми и т.д. доказав достоверность этого хадиса –зиарата, мы тем самым отвергаем критические замечание Абд аль Карима Суруша.
Передатчики Зиарата Джамиа Кабира.
Один из самых древних источников этого хадиса мы встречам в книге шейха Садука. (то что сам шейх Садук приводит этот хадис – зиарат, только указывает на достоверность этого хадиса).
Шейх Садук был учеником кумской школы, и как его учителя очень строго подходил к вопросу гулатства, о чем мы писали выше, однако принятия этого хадиса самим Садуком, указывает на 100% весомые для самого Садука аргументы, заставившие его принять этот хадис -зиарат.
Давайте рассмотрим передатчиков этого ривайята.
عليّ بن أحمد بن موسى و محمّد بن أحمد السنانيّ و الحسين بن إبراهيم بن أحمد بن هشام المكتّب- رضي اللّه عنهم- عن محمّد بن أبي عبد اللّه الكوفيّ عن محمّد بن إسماعيل البرمكي قَالَ حَدَّثَنَا مُوسَى بْنُ عَبْدِ اللَّهِ النَّخَعِي قَالَ قُلْتُ لِعَلِيِّ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ عَلِيِّ بْنِ مُوسَى بْنِ جَعْفَرِ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ عَلِيِّ بْنِ الْحُسَيْنِ بْنِ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ ع عَلِّمْنِي يَا ابْنَ رَسُولِ اللَّهِ قَوْلًا أَقُولُهُ بَلِيغاً كَامِلًا إِذَا زُرْتُ وَاحِداً مِنْكُم ...
الصدوق، ابوجعفر محمد بن علي بن الحسين (متوفاى381هـ)، من لا يحضره الفقيه، ج 2 ص 609، تحقيق: علي اكبر الغفاري، ناشر: جامعه مدرسين حوزه علميه قم
Али ибн Ахмад ибн Муса и Мухаммад ибн Ахмад Санани и Хусейн ибн Ибрахим ибн Ахмад ибн Хишам аль Мукаттаб от Мухаммада ибн Аби Абдилла аль Куфи от Мухаммад ибн Исмаила аль аль Бармки, сказал: «сказал мне Муса ибн Абдалла ан Нахи, сказал: «я сказал Али ибн Мухаммаду ибн Али ибн Муса ибн Джафар ибн Мухаммад ибн Али ибн Хусейн ибн Али ибн Аби Талибу мир им: «научите меня о сын посланника Аллаха речам красноречивым и совершенным, посредством которых я мог бы совершить ваш зиарата или одного из вас». (Ас Садук «Ман ла йахдурухуль факихтом 2 стр. 609).
Шейх Садук в книге «Уйун ахбар ар Рида» приводит другие передатчики этого хадиса:
حَدَّثَنَا عَلِيُّ بْنُ أَحْمَدَ بْنِ مُحَمَّدِ بْنِ عِمْرَانَ الدَّقَّاقُ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ وَ مُحَمَّدُ بْنُ أَحْمَدَ السِّنَانِيُّ وَ عَلِيُّ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ الْوَرَّاقُ وَ الْحُسَيْنُ بْنُ إِبْرَاهِيمَ بْنِ أَحْمَدَ بْنِ هِشَامٍ الْمُكَتِّبُ قَالُوا حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ أَبِي عَبْدِ اللَّهِ الْكُوفِيُّ وَ أَبُو الْحُسَيْنِ الْأَسَدِيُّ قَالُوا حَدَّثَنَا مُحَمَّدُ بْنُ إِسْمَاعِيلَ الْمَكِّيُّ الْبَرْمَكِيُّ قَالَ حَدَّثَنَا مُوسَى بْنُ عِمْرَانَ النَّخَعِيُّ قَالَ:
Сообщил Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран ад Дикакк (да будет доволен им Аллах), и Мухаммад ибн Ахмад Санани и Али ибн Абдилла аль Варрак и Хусейн ибн Ибрахим ибн Ахмад ибн Хишам аль Мактуб сказали: Сообщил нам Мухаммад ибн Аби Абдилла аль Куфи и Абул Хусейн Асади они сказали сообщил нам Мухаммад ибн Исмаил Макки Бармаки сказал Муса ибн Имран Нахги что...».
Прежде чем указать на два пути достоверности передатчиков этого хадиса -зиарата, нам бы хотелось обратить ваше внимание на мнение ученых о Зиарате Джамиа Каибра.
Алламе Маджлиси касательно санада Зиарата Джамиа Кабира пишет:
انها أصح الزيارات سندا وأفصحها لفظا وأبلغها معنى.
المجلسي، محمد باقر (متوفاى1111هـ)، بحار الأنوار الجامعة لدرر أخبار الأئمة الأطهار، ج 99 ص 144، تحقيق: محمد الباقر البهبودي، ناشر: مؤسسة الوفاء - بيروت - لبنان، الطبعة: الثانية المصححة، 1403هـ - 1983م.
Этот «Зиарат» является наидостовернейшим как с точки зрения санада (его передатчиков), и красноречия слога, так и смысловом его значении». (Маджлиси «Бихарул анвар» том 99 стр. 144). Алламе Маджлиси был выдающимся специалистом в области хадисов, он прекрасно разбирался в хадисах их достоверности и слабости. Его точка зрения здесь касательно достоверности Зиарата Джамиа Кабира, имеет важное место и значение.
الباب التاسع فى جملة من الاحاديث المعتمدة الواردة فى الاخبار بوقوع الرجعة لجماعة من الشيعة و غيرهم من الرعية و ما يدلّ على امكانها و عدم جواز انكارها و الاحاديث فى ذلك كثيرة جدّا ... الاول ما رواه الشيخ الجليل رئيس المحدثين أبو جعفر بن بابويه فى كتاب من لا يحضره الفقيه و فى عيون الاخبار و الشيخ الجليل رئيس الطائفة أبو جعفر الطوسي فى كتاب التهذيب بأسانيدهما الصحيحة عن محمّد بن إسماعيل البرمكي عن موسى بن عبد اللّه النخعى قال: قلت لعلى بن محمّد بن علي بن موسى عليهم السلام: علّمنى قولا أقوله بليغا ...
الإيقاظ من الهجعة بالبرهان على الرجعة - الحر العاملي - ص 223، الناشر: دليل ما - قم – ايران.الإيقاظ من الهجعة بالبرهان على الرجعة - الحر العاملي - ص 282.
Хур Амули в книге «Васаилу шиа» пишет: «в части 9 касательно хадисов достоверных на которые можно пологаться, в частности касательно раджата есть группа шиитов (передатчиков) и не только они. Хадисов указывающие на возможность раджата, огромное количество. Первым можно назвать ривайят который привел шейх Садук в книге «Ман ла яхдурухуль факих», «Уйун ахбар ар Рида», также шейха Туси в книге «Тахзиб аль Ахкам» с санадами достоверными от Мусы ибн Имрана Нахги от имама Хади (алейхи салам) (т.е. зиарат Джамиа кабира). (« Аль Иказ миналь худжати биль Бурхан ала раджа» Хур Амили стр. 282)».
Здесь шейх Хур Амули, будучи выдающимся хадисоведом указывавет на «Джамиа Кабира» как достоверное на которое можно полагаться, т.е. Хур Амули подтверждает достоверность этого зиарата.
Шейх Садук (да помилует его Аллах) является первым кто стоит в передатчиках этого хадиса – зиарата «Джамиа аль кабира», он является признанный среди имамитов хадисоведом.
Передатчики до шейха Садука, три человека соответствуют передатчикам из книги «Ман ла йахдурухуль факих», четыре человека (передатчиков этого хадиса -зиарата) соответственно приводятся в книге «Уйун аль Ахбар», и достоверность всех этих 7 передатчиков от которых берет шейх Садук этот хадис, можно рассмотреть с разных сторон, чтобы доказать достоверность этого зиарата.
1 Многие шиитские хадисоведы считают, что принятия Садуком ривайята одной цепочкой передатчиков указывает уже на надежность и достоверность этого равийя (передатчика). Т.к. сам шейх Садук использовал книги учеников безгрешных имамов, дошедшие до него надежным и достоверным путем цепочки передачи.
В частности шахид Сани говорит:
شيخ ابن بابويه وهو قد عمل بها فهو في قوة الشهادة له بالثقة ومن البعيد أن يروي الصدوق رحمه الله عن غير الثقة بلا واسطة.
الشهيد الثاني، مسالك الأفهام، ج 2 ص 23، الناشر : مؤسسة المعارف الإسلامية - قم - إيران
«Шейх Садук выполнял деяния в соответствии этого ривайята, (т.е. принимал равийя одного из передатчиков), и это лучшее свидетельство достоверности этого хадиса. Не правильным (далеким) является мнение, что Садук мог бы приводить хадисы от не надежных и недостоверных людей без посредников в цепочки. (т.е. без ссылок на передатчика)». (Шахид Сани «Масаликуль афхам» том 2 стр. 22).
Ясно что Шахид Сани подтверждает здесь с одной стороны достовервность ссылок шейха Садука на достоверность этого Зиарата, таким образом шахид Сани косвенно со сылкой на Садука, также подтверждает достоверность этого хадиса - зиарата.
Многие шиитские ученые считают, что если передатчик какого –либо хадиса много раз встречатся в книгах у Кулайни, шейх Садука, ат Туси, то этот передатчик считается надежным для упомянувших его ученых, (даже если они нигде не указали на его достовеность) («Исследование в науке Риджаль» Акбра Тураби Шахр Ризаи стр. 345).
Аятолла Бруджерди, в частности говорил:
الظاهر أنّه يمكن استكشاف وثاقة الراوي من تلاميذه الذين أخذوا الحديث عنه فإذا كان الآخذ مثل الشيخ أو المفيد أو الصدوق أو غيرهم من الأعلام خصوصا مع كثرة الرواية عنه لا يبقى ارتياب في وثاقته أصلا. الفاضل اللنكراني، نهاية التقرير في مباحث الصلاة، تقرير بحث البروجردي، ج 3 ص 232، ناشر : مركز فقه الأئمة الأطهار عليهم السّلام
«По внешним признакам, можно сказать что, достоверность и надежность передатчика можно определить через его учеников которые перенимали у него хадисы, и если такие великие хадисоведы как шейх ат Туси, шейх Муфид, шейх Садук и подобные им ученые брали у такого – то равий (передатчика хадисов), хадисы, то надежность этого равий уже не может вызывать сомнения». Фазиль Ланкарани, «Нахайятуль такрир» том 3 стр, 322.
Помимо всего, наличие 7 передатчиков на первой стадии передатчиков (табакатуль авал ), указывает на надежность и достоверность этого предания. Таким образом на передатчиков которые были до Садука, на их достоверность и надежность с уверенностью можно положиться.