Достоверность передатчиков зиарата «Джамиа Кабира»
Передатчики хадиса из книги «Ман ла яхдурухуль Факих» и «Уйюн ахбара»
1 Мухаммад ибн Аби Абдилла Аль Куфи (Абаль Хасан Асади).
Наджаши считал его надежным и достоверным передатчиком хадисов. С.м. Риджаль Наджаши стр. 373.
Ат Туси в книге «Аль Гайба» пишет: «в период 4 сафиров (представителей имама) среди надежных и достоверных передатчиков можно назвать Абаль Хасан Асади».(с.м. «Аль Гайба» стр. 415).
2 Мухаммад ибн Исмаил ибн Башир Бармаки
Наджаши считал его надежным и достоверным. (с.м. Риджаль Наджаши стр.341).
Алладе Хили также принимает мнение Наджаши, и указывает на достоверность Бармаки. (с.м. Халасатуль Акваль фи марифатуль риджаль Алламе Хили стр. 258).
Аятолла Хои говорит: «Мнение Наджаши принимается (т.е. касательно этого передатчика в отличие от мнения Газаири)» («Муджам риджаль ахадис» том 16 стр. 102).
3 Муса ибн Имран Нахги
Шейх Садук в «Ман ла яхдурухуль факих», и ат Туси в Тахзиб приводят от него хадисы, что указывает на его признание как со стороны Садука так и ат Туси.
Передатчики второго поколения:
4 Мухаммад ибн Аби Абдилла аль Куфи. Он приводит ривайяты со ссылкой на хорошо известного нам уже Сахля ибн Зийяда Адами. От него (Мухаммада ибн Аби Абдиллаха) берут ривайяты Али ибн Ахмад известный как Даккак, которого шейх Садук упоминает не иначе как да будет доволен им Аллах. Все это еть указание на достоверность и надежность как шейха Даккака, так и соответственно равий которых он использовал.
5 Делее следуют трое это
Хусейн ибн Ибрахим ибн Ахмад ибн Хишам аль Мукатаб, затем
Мухаммад ибн Ахмад Санани и Али ибн Ахмад ибн Муса
Все трое передатчики хадиса от Мухаммад ибн Аби Абдилла аль Куфи.
Мухаммад ибн Ахмад Саннани также один из шейхов на которые ссылается шейх Садук. Аятола Хои пишет: «он один из шейхов и передатчиков хадисов у шейха Садука, большинство его ривайятов принимаются им (Садуком). Он берет хадисы от Ахмада ибн Яхьи ибн Закарии. Катттана ибн Аббаса».
(с.м.http://www.alkhoei.net/ar/khlib/view/style2/36).
Все трое слышали от Мухаммада ибн Аби Абдиллаха аль Куфи этот ривайят и все трое передали его шейху Садуку. Но каким образом? Просто сказали, что слышали это, т.е. устная передача (как это практиковалась в суннизме?), или же нет, здесь была письменная передача? Если письменная передача то каковы ее особенности?
Мухаммада Таки Маджлиси (Аваль отец Мухаммада Бакира Маджлиси автора Бихара), написал важный труд «Шарх Машийхату ас Садук». Книга в целом относится к передатчикам хадисов у которых брал хадисы шейх Садук. Из этого «Шарха» Маджлиси, не трудно понять, что шейх Садук, следуя традиции шейха Кулайни и других шиитских мухаддисов, брал не устно передаваемые хадисы, но книги учеников безгрешных имамов о чем сам шейх Садук указывал в разделе «Машийха» (раздел «Ман ла яхдурухул факих»), иснад т.е. цепочки этих книг приобретенные им до слов самих имамов мир им.
Наджаши в книге «Фехрест асма мусаниф аш шиа аль Муштахар» пишет:
محمد بن جعفر بن محمد بن عون الأسدي أبو الحسين الکوفي يقال له محمد بن أبي عبد الله كان ثقة صحيح الحديث
«Мухаммад ибн Джафар ибн Мухаммад ибн Аван аль Асади Абул Хусейн аль Куфи его называют также как Мухаммад ибн Аби Абдилла, является надежным (достоверным передатчиком), его хадисы достоверные». (Риджал Наджаши стр. 383).
Хадисы Мусы ибн Имрана до нас дошли через Мухаммада ибн Мусу ибн Мутавакила.
1 Мутавакил среди шиитских ученых хадисоведов не вызывает нарекааний.
2 Шейх Садук много ривайятов приводит от него, что указывает на его надежность.
3 Алламе Хилли также в «Халасатуль Акваль» подтверждает достоверность его (Мутавакиль). (с.м. Халасатуль акваль фи марифати риджал ст. 251).
Шейх Тавас считал его достоверность общим мнением шиитских ученых.
2 Али ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Имран ад Даккак
Один из передатчиков хадисов у шейха Садука (что уже указывает на его достоверность). Шейх Садук много ссылается на него, что указывает на то, что этот передатчик был надежным для шейха Садука.
Термин «да пусть будет доволен им Аллах», по отношению к этому передатчику, еще одно указание на надежность и его достоверность.
Помимо всего этого, в случае даже если предположить что хадис –зиарат «Джамиа Кабира» вообще не имел бы санада, или имел бы слабый санад, деяния большей части шиитских ученых в соответствии этого хадиса – зиарата, (т.е. чтение этого зиарата шиитскими учеными с древних времен), снимет всякие критические замечания по поводу слабости самого санада этого хадиса.
Итак когда доказанно достоверность зиарата, доказываются многие качества имамов. Так в зиарате Джамиа мы читаем:
وَ أَشْهَدُ أَنَّكُمُ الْأَئِمَّةُ الرَّاشِدُونَ الْمَهْدِيُّونَ الْمَعْصُومُونَ الْمُكَرَّمُونَ الْمُقَرَّبُونَ الْمُتَّقُونَ الصَّادِقُونَ الْمُصْطَفَوْنَ
Я свидетельствую что поистине вы имамы отважные, наставляющие на истину, безгрешные, щедрые, приближенные, богобоязненные, правдивые, избранные.
اصْطَفَاكُمْ بِعِلْمِهِ
Там же:
Избрал вас Аллах посредством вашего знания...
كَرَامَتَكُمْ عَلَيْهِ
Ваш Карамат Ему
Итак доказывается безгрешность,избранность, знание и способность творить чудеса имамами.
________________________________________