Особенности мировоззрений неоплатоников и аристотелизма
К особенностям философии Платона и неоплатоников можно отнести следующие особенности:
• Существование первоначала (Некоего Единого целого).
• Учение о космических стадиях бытия (триединство: Единое —мировой разум — мировая душа).
• Признание нашего мира («космоса») «нисхождением единого» (эманацией). Божественное проявление Его идеи.
• Материальный мир как низшая форма в этой стадии мироздания.
• Призыв к «восхождению души к своему истоку» посредством, экстаза и мистических инспираций.
Некоторые особенности восточного перипатетизма:
1 убеждение в извечность мироздания (قدم عالم), почерпнутое из философии Платона и неоплатоников, и аристотелевской философии.
2 отрицание телесного воскрешения (معاد جسمانی)
3 физико-теологический детерминизм (جبر و نظم جهان هسنی )
4 проявление мироздания единожды через божественную сущность
5 единство бытия
6 отрицание знание Богом частных моментов
7 смешение философии с теологией и т.д.
Мусульманские философы 10 -12 веков, опираясь на авторитет Аристотеля, подстраивали философские мировоззрения под теологические религиозные основы, таким образом мусульманские философы делали попытки рациональным методом доказать религиозные доктрины.
Крупнейшими представителями этого направления были Аль-Кинди, Аль-Фараби (Альфарабиус), Ибн Сина (Авиценна), Ибн Туфайл, Ибн Рушд (Аверроэс).
В принципе, в различных тех или иных формах идеи древнегреческой философии были восприняты в суннитской среде, и постепенно стали оказывать свое влияние на шиизм.